Главная / Статьи / Социально-гуманитарные знания как фундамент...


Социально-гуманитарные знания как фундамент социального
интеллекта и гражданской зрелости личности

(«Synergy guide». 2012, №2)

«Поэтом можешь ты не быть, а
гражданином быть обязан»
(Н.А.Некрасов – русский поэт)



Одним из основных уроков первого двадцатилетия либерально-радикальных реформ в России (если датировать их начало рубежом 1990-х годов) заключается в доказательстве одной, в принципе довольно тривиальной (азбучной) истины: демократия – не тот строй, который можно построить по заранее сконструированной (или механически заимствованной) схеме. И тем более в одночасье ввести по «приказу сверху» методом шоковой терапии и ваучерной приватизации. Демократия – это всегда продукт эволюции, а не революции. Как свидетельствует история западных стран, ее утверждение в обществе в качестве развитой формы человеческого общежития, - дело не одного, и
Без чего, по определению, не бывает демократии? Прежде всего, без политически и юридически просвещенного народа. Ибо уже по самой этимологии, демократия (в переводе с греческого – «власть народа» или «народовластие») предполагает ответственное и осознанное участие граждан в делах государства, в выборе достойных его правителей, контроле власть имущих. «Политика как область общественной жизни предполагает минимальное осознание этой области, – пишет известный французский политолог Р.Арон. - Личности в любом сообществе должны хотя бы примерно представлять, кто отдает приказы, как осуществляется власть. Предполагается, что индивиды, составляющие любой политический режим, знакомы с его механизмами. Западные страны не смогли бы жить в условиях той демократии, которая там существует, если бы граждане не ведали о правилах, по которым этот режим действует» (1).
Если же такие знания правил среди граждан отсутствуют, то, следовательно, нет и необходимого для реальной демократии качества массы. А раз нет качества массы, то нет и качества «вождей». И вместо «участвующей демократии», основанной на рационально осознанном и ответственном волеизъявлении народа, мы в лучшем случае имеем дело с так называемой «управляемой» или «патерналистской» демократией. Демократией, при которой политически не просвещенный народ уподобляется «слепому», который и шагу не может ступить без «поводыря» (т.е. власти).
Именно такой предстает в этом плане ситуация в сегодняшней России – стране, практически не имеющей демократических традиций, в которой, говоря словами В.Гиляровского, всегда были, и все еще остаются, «две напасти: внизу - власть тьмы, а наверху - тьма власти». И подавляющее большинство людей (причем не только из «низов», но и из «верхов») не имеют самого элементарного минимума современных политических и правовых знаний. А на уровне массы продолжает преобладать, если и не совсем рабская, то сугубо подданническая психология «маленького человечка», убежденного многовековыми традициями авторитаризма в том, что от него в этой жизни ничего не зависит. А посему, воспринимающего окружающий его мир, в том числе государство с его политикой силы, как предопределяемую кем-то свыше данность, изменить которую он не в состоянии. «Мы веками приучены к тому, чтобы во всем приказывали природа и государство, и не привыкли сами себе приказывать» - писал до революции будущий нарком иностранных дел советской России Г. Чичерин (2).
Сказанное в полной мере относится и к молодому поколению россиян. И это утверждение не голословное. Оно основано на личном опыте автора, который длительное время был председателем предметной комиссии по обществознанию и имел возможность непосредственно участвовать в приемных экзаменах и оценивать знания абитуриентов по данному предмету. Поэтому воспринял как должное то, что на вопрос «Комсомольской правды», кто такой Георгий Жуков одна из московских старшеклассниц назвала маршала тестем Романа Абрамовича, другая дедом Дарьи Жуковой – «гражданской жены» этого олигарха, третья посчитала, что речь идет о солисте группы «Руки вверх». Налицо вопиющее невежество. Но оно - не повод для смеха. Это более чем тревожный симптом болезни, которая называется культурная деградация и вырождение.
Боле того, даже став студентом, ориентированным на то, что бы состояться (сделать карьеру) в таких престижных ныне областях занятости, как бизнес, финансы, аудит и т.д., далеко не каждый отдает себе ясный отчет в том, насколько при этом важны не только специальные экономические знания. Но и знания других наук социально-гуманитарного профиля.
Что экономика, в том числе бизнес, - не изолированные сферы общественной жизнедеятельности, а сферы, которые, будучи самостоятельными и автономными, в то же время тесно взаимосвязаны с другими сферами (социальной, политической, духовной и т.д.), напрямую зависят от них. И, более того, во многом детерминируются (предопределяются) ими.
Что без соответствующего политико-правового и социокультурного обеспечения, без создания благоприятной общественно-политической среды в России никогда не будет рынка (по крайней мере, в его современных цивилизованных формах). А раз не будет рынка, то никогда не будет и плюралистической демократии с ее неизменным приматом неотчуждаемых прав и свобод личности, общественного контроля и периодической ротации власть имущих и т.д.
Осознание такой диалектики требует серьезного изучения не только естественнонаучных и специальных дисциплин. Для честолюбивой, творчески самореализующейся личности очень значимо и постижение необходимого минимума социально-гуманитарных знаний с тем, чтобы иметь достаточно четкие представления о природе человека и человеческого бытия, структурно-функциональных основах организации общественной жизни, роли и места в ней государства, других общественных институтов и учреждений и т.д.
Как показывает весь мировой опыт, без социально-гуманитарных знаний нет и не может быть полноценной личности, а, в конечном счете, и хорошего общества. И первый урок социально-гуманитарного знания как раз и состоит в том, чтобы помочь человеку найти себя в контексте своей эпохи и той общественной среды, в которую он погружен с раннего детства. Под новым углом зрения, в новом свете взглянуть на реалии окружающего мира, понять механизмы организации и динамики социальной жизни на самых различных срезах и уровнях – личностном, групповом, социетальном (относящимся ко всему обществу).

______________________________

1. Раймон Арон. Демократия и тоталитаризм. Пер. с фр. Г.И.Семенова. – М.: ТЕКСТ, 1993. С.23
2. Неопубликованное письмо Г.Чичерина. //Независимая газета. 1998, 8 апр.

Все статьи